Тариэль Эйбатов: «В новом естественно-историческом музее будет функционировать зал антропологии, эволюции человека» | 1news.az | Новости
Интервью

11:16 - 04 / 06 / 2015

Естественно-исторический музей имени Г.Зардаби Института геологии и геофизики Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА)  как самостоятельная организация начал свою деятельность 1 января 1937 года, отделившись от Азгосмузея, и его первым директором стал выпускник Санкт-Петербургского университета герпетолог Рагимбек Джафаров.

Первоначально музей был основан в 1920 году и начал свою деятельность как краеведческо-педагогический кружок. Позже он функционировал при различных организациях министерств культуры и просвещения. В 1937 году, отделившись от Госмузея,  учреждение  было включено в состав Азербайджанского филиала Академии Наук СССР, а в 1945 году — в состав Института геологии. Этот очаг науки и культуры нашей страны является не только центром культурного и научного просвещения, но также играет важную роль в развитии туризма в республике.

Недавно в рамках научного обмена опытом сотрудники этого заведения побывали в американском городе Лос-Анджелес (штат Калифорния), где договорились выставить экспонаты музея для ознакомления с ними американцев и привезти, соответственно, в Азербайджан останки тамошней древней фауны (найденные в местности под названием Ранчо Ла-Брея) и ознакомить с ними азербайджанских любителей природы. Мы встретились с директором  естественно-исторического музея Тариэлем Эйбатовым и попросили рассказать о планах развития этого учреждения.

По роду профессии вам часто приходится встречаться с зарубежными учеными-биологами. Недавно вы побывали в естественно-историческом музее в Калифорнии и его филиале музее Ранчо Ла-БреяМожете сказать, в чем мы их опережаем, а в чем, например, уступаем им?

— Да, мы сейчас пытаемся наладить обмен опытом и экспонатами с лос-анджелесскими музеями. Прошли у них стажировку, ознакомились с их методиками. И вы правы, утверждая, что в чем-то мы их опережаем, а в чем-то и уступаем. Получилось так, что в плане определения индивидуального возраста, биохимии, изучения микроструктуры костей и зубов ископаемых  позвоночных мы их опередили. Они этим еще не занимались. У них нет таких методик и оборудования.

Благодаря тому, что останки бинагадинских животных пропитаны битумом, в них  полностью сохранились органические вещества, позволяющие  изготавливать декальцинированные шлифы. Результаты этих исследований  включены в отчеты Института геологии и геофизики НАНА и подготовлены серии публикаций на эту тему.

Тариэль муаллим, разве им неизвестен возраст животных в их музее?

— Одно дело абсолютный возраст, а другое — индивидуальный. То есть я могу определить не только, в какое время жило животное, но даже в каком возрасте оно погибло. Это разные вещи. Вот перед вами череп  южного слона. Он погиб, когда ему было 18 лет, а геологический возраст его — от 600 до полутора миллиона лет. Мы такие определения делаем довольно давно. Кстати, они не делают также ДНК-анализ ископаемых животных. А в нашей стране благодаря соответствующему Указу Президента Ильхама Алиева будет построен новый естественно-исторический музей, где у нас будет отдельная лаборатория по анализам ДНК ископаемого материала.

В нашем музее вы можете увидеть, скажем, кости  и зубы ихтиозавра, которым  около 120 млн лет. Они были обнаружены в Девечинском районе. Есть и полный  скелет сарматского кита, возраст которого — 10—12 млн лет.  В витринах демонстрируются останки костей и зубов 9 видов хоботных, когда-то живших на территории Азербайджана (среди них  динотерии, мастодонты, южные слоны). Этим костям от 10 до 0,5 млн лет. В целом, в музее представлено только китообразных 16 видов, здесь представлена практически вся эволюция ластоногих. Можем даже похвастать останками одних из самых первых китов, тех, которые имели передние и задние конечности.

Плавники  у них были и спереди, и сзади. И столь большое разнообразие китообразных и вообще морской фауны объясняется тем, что Азербайджан находился в то время на территории океана (третий сепаратерий), и потому у нас  мало сухопутных форм, а водных форм гораздо больше. Возраст самых древних китов — более 30 млн лет.

Откуда именно сегодня в ваш музей поступают экспонаты?

— Экспонаты поступают как  из-за границы, так и с территории нашей республики. Ежегодно во многих регионах нашей страны проводятся палеонтологические и археологические экспедиции, и весь костный  материал доставляется в музей. Основным объектом исследования нашего музея является знаменитое Бинагадинское местонахождение фауны и флоры, где на протяжении последних

3 лет проводятся  раскопки в месте  предполагаемого строительства музея. За время раскопок собрано более 30 тыс. останков животных и растений, среди которых впервые обнаружены три новых вида птиц. В битуминозных породах много останков насекомых.

В музее можно видеть кости пещерных гиен и пещерных львов, которым по 60—50 тыс. лет. Это уникальные животные. Сложно поверить, но гиены того времени размерами превосходили львов.

В музее выставлены все экспонаты, которыми вы располагаете?

— Нет, конечно. Проблема в том, что у нас столько экспонатов, что нам некуда их девать. Только из Бинагады, где в доисторические времена было кировое озеро, у нас имеются сотни тысяч отдельных фрагментов скелетов животных. В каждой яме, которую там роют, можно найти буквально по 3—4 тыс.  костей.  Стоит воткнуть в землю лопату, и можно обнаружить  множество интересных экспонатов. Там все село построено на этих костях. Мы только на маленьком участке обнаруживаем 30—40 тысяч костей животных. Можете представить, о каких интересных находках идет речь!

Сколько же времени понадобится нашим ученным, чтоб идентифицировать, исследовать и систематизировать данные по всем этим костям?

— Исследования нашими учеными проводятся регулярно. Кости принадлежат разным животным, и количество обнаруженных видов превышает три сотни. Недавно, как я уже отмечал, наши специалисты обнаружили там три новых вида птиц. Растения пока плохо изучены, и мы уделим больше внимания этому вопросу. До сих пор очень мало азербайджанские специалисты занимались также насекомыми. Остались неизученными муравьи, бабочки, мухи. И все они прекрасно сохранились. Даже перламутровая окраска насекомых, и та видна. Смотришь — 30—50  тысяч лет ископаемому насекомому, а оно выглядит так же, как и тогда.

А какой геологический возраст у «бинагадинских» животных?

— Нам удалось определить, что найденным там костям носорога 45 тысяч лет. Мы получили более точные данные, а не первичные. Однако до сих пор никто не смог установить точный возраст того, что находится в Бинагады. Дело в том, что углеродный метод работает только до 50 тысяч лет, а от 50 до 400 тысяч лет надежных методов определения геологического возраста ископаемых пока нет.

Если не ошибаюсь, исследования в Бинагады возобновились не так давно

— Там раскопки проводились в три этапа — с 1938-го по 1942 год, затем они продолжились в 1947 году и вновь были остановлены в 1954-м. Все, что успели определить в Бинагады, приходится на те годы, а весь остальной материал нам еще надо будет исследовать.

У нас в музее висит картина выдающегося ученого, одного из первооткрывателей Бинагадинского кладбища доисторических животных Владимира Богачева. Он проводил исследования найденных там останков животных. Мы даже не знали, что именно его картина все эти годы украшала наш музей. На ней ученый отобразил свое видение древнего кирового озера и то, как животные в него попадали.

Кажется, у вашего музея даже были проблемы с сохранением этой уникальной территории  памятника природыБинагадинского кладбища?

— Да. В восьмидесятых и  девяностых годах XX века заборы, огораживающие его местонахождение, неоднократно  разрушались местными жителями, и вся территория была завалена бытовыми отходами. Мы с большим трудом сумели сохранить, очистить и привести в порядок места раскопок. Сейчас  эта территория охраняется, и там в трех строениях проводятся научные исследования. На этой территории планируется создание нового музея — Бинагадинское местонахождение четвертичной фауны и флоры.

Как можно использовать Естественно-исторический музей имени Г.Зардаби для привлечения туристов?

— Повторюсь, Президент Азербайджана подписал Указ о создании в Азербайджане нового естественно-исторического музея. Уже готов его устав. На Приморском бульваре нам должны выделить территорию в три гектара, где будет построен огромный комплекс с садом, многоэтажными зданиями, и в котором будет расположен новый и уникальный естественно-исторический музей страны.  Пока, как видите, мы располагаемся на первом этаже шестиэтажного здания. Наши экспонаты постоянно заливают и они портятся. Здесь не очень хорошие условия для хранения столь редких экземпляров. Из-за ограниченности места нам даже негде выставлять свои экспонаты. Но я уверен, что через год или два люди смогут посетить новый музей.

Там мы планируем создать зал антропологии, эволюции человека. В Азербайджане много интересных материалов, связанных с историей формирования человека.

Что касается вашего вопроса о привлечении туристов — следует понимать, что в такого рода музеях наука сочетается с демонстрацией, у которой больше элементов шоу. Из костей, которые у нас есть, мы постараемся собрать скелеты пещерных львов, пещерных гиен, ископаемого бинагадинского быка Мастанзаде, волков и других животных. У нас уже есть полностью собранный скелет доисторического носорога. Думаю, туристам и жителям нашей страны будет интересно посмотреть на все это.

Конечно, прежде всего мы перенимаем опыт организации таких современных музеев, способных привлекать как можно больше посетителей. Недавно я побывал в Англии и  Чехии, а мои сотрудники — во Франции и Германии, где они ознакомились с работой их музеев.   Мы налаживаем контакты, и зарубежные коллеги уже обещали оказать нам помощь в организации нового музея: в оформлении витражей, систематизации каталогов, применении новых методик. Там у них своя система обработки экспонатов.

Понимаю, что вы останетесь здесь недолго, уже вовсю ведутся работы по созданию в стране нового естественно-исторического музея. Но не могу сказать, что я с легкостью нашел ваш музей. Место не очень удобное…  Ходят к вам посетители?

— 15 мая, в Международный день музеев нас посетили более 2 тысяч человек, а всего в течение года приходит от 3 до 5 тыс. посетителей. В основном к нам приходят школьники и студенты высших учебных заведений. А порой бывают посетители и из детских садов — детей группами приводят их воспитательницы. Признаюсь, с детьми проводить экскурсии немного проблематично, поскольку они шумят и трогают экспонаты. Но в целом наш музей могут посетить все любящие природу и интересующиеся ее историей. Много также зарубежных гостей. Двери нашего музея открыты для всех.

Рауф НАСИРОВ