Режиссер Тимур Джафаров об особенностях российской индустрии кино | 1news.az | Новости
Lifestyle

Режиссер Тимур Джафаров об особенностях российской индустрии кино

12:28 - 30 / 03 / 2015
Режиссер Тимур Джафаров об особенностях российской индустрии кино

​БАКУ, 30 мар – 1NEWS.AZ

Живущий в Москве наш соотечественник Тимур Джафаров, который руководит собственной компанией «TEAM Films», является автором и режиссером церемонии Российской Национальной кинематографической премии «НИКА», продюсирует проекты для кино и телевидения, дал интервью российскому порталу zhar-ptica.com.

- Как вы пришли в профессию продюсера?

- В профессию я пришел через замечательную игру «КВН». Когда я в 1994 году поступил в Азербайджанский государственный медицинский институт, там была команда КВН, называлась «Реаниматоры»… После окончания института я приехал в Москву учиться в ординатуре у академика Рябова по специальности «Анестезиология-реаниматология». А Тимур Леонидович Вайнштейн тогда занимался кинопремией «НИКА». Позвонил мне: «Сказали – приходи». – «Куда?» – «В Дом Кино». Я пришел. Тимур говорит, давай помогай, с завтрашнего дня вот это, это, это делаешь. С 9 утра я работал в ординатуре, а с 5-6 вечера – ассистентом режиссера церемонии «НИКА». Через два месяца закрепился в коллективе «НИКИ».

Прошло полтора-два года – я работал уже по специальности. Но врачи в нашей стране получают очень мало. И меня пригласили на мой первый проект – простым администратором. Это был «Афромосквич». Первый опыт со Стержаковым Володей… Поразительный! Смотрю на своих медицинских коллег, товарищей: мало кто прошел «врачебный путь», добился успеха в медицине – там возможностей меньше. Вот до сегодняшнего дня меня кормит КВН, потому что все, что в нашей стране из творчества – это КВН. В нашей стране победил КВН, к сожалению, так во всем.

- Почему к сожалению?

- Потому что КВН не дает ремесла.

- Вы прошли путь от простого администратора до продюсера. Сейчас сотни человек вышли из КВН и вдруг решили, что они продюсеры...

- Мне кажется, должна быть база. По крайней мере, у меня есть база: я изначально был простым администратором, меня учили люди, которые 15-20 лет в профессии. По большому счету, меня научили ремеслу. Я не пришел сразу: «Я продюсер!» Продюсеры разных категорий бывают. Что такое вообще продюсерство?

- Скажите ваше определение.

- Продюсеры бывают разные. Человек, который просто вкладывает деньги – тоже продюсер. Но он не обладает ремеслом. Он привлекает для исполнения и воплощения своего проекта профессионалов. Должны быть составляющие: один вложил деньги, другой – душу, третий – знания: тогда получается грамотная работа.

- У нас так много продюсеров: генеральный, исполнительный, линейный, креативный. Раньше был просто директор картины. Откуда такое многообразие?

- Существуют две схемы кинопроизводства. Советская, когда есть директор, отвечающий за всю организацию. У директора есть бюджет, сценарий, календарно-постановочный план, дополнительные бюджеты всех цехов. Для него главное – это финансовая отчетность и соблюдение бюджета. Ответственности за творчество директор не несет, за это отвечают режиссер и глава каждого департамента.

А по современной технологии должна быть единица, принимающая решения непосредственно на площадке. На Западе тот, кто сидит на площадке и достает деньги – это исполнительный продюсер. У нас проекты на площадках делают линейные продюсеры. Исполнительный все это организует и, что очень важно, принимает решения по творчеству. Правильный исполнительный продюсер может изменить сценарий, согласовав это с режиссером, с авторами и с генеральным продюсером.

Генеральный продюсер в нашей стране схож с американским исполнительным (executive producer).На Западе нет генерального, там есть исполнительный продюсер проекта. Генеральный продюсер может и не разбираться в нюансах производства, но его труд огромен: он верит в проект и находит для него деньги. Это главный человек, который запускает проект.

Недавно у меня был случай. Инвесторы придумали проект и долго рассказывали мне, как надо снимать. Я полтора часа слушал, как снимать кино – от людей, которые ни разу этого не делали. Просто потому что у них есть деньги. Сними они десяток раз – будут думать, что знают все. Как только человек думает, что знает все – это катастрофа.

Генеральный продюсер запускает проект, потому что находит деньги и договаривается с определенными инстанциями. Он уже сталкивается с людьми, которые думают, что знают все. Это же адский труд: хотя бы на два миллиметра сдвинуть людей из той колеи, в которой они сидят… Тратить таким людям время на площадку и организацию бессмысленно: есть исполнительный продюсер. Я знаю 5-6(!) человек в стране, которые выступают реальными исполнительными продюсерами: принимают решения, разговаривают с режиссером, участвуют на уровне сценария. И знаю человек 45 «продюсеров», которые себя так называют, но им все равно, что происходит на площадке, как режиссер работает, и какой продукт в итоге получится.

- Как складываются отношения исполнительного продюсера с режиссером?

- В основном у исполнительных продюсеров с режиссером и с актерами плохие отношения. Почему-то все считают, что это другая сторона баррикады. Ни на одном проекте у меня не было плохих отношений с режиссером. Моя основная задача как исполнительного продюсера – реализовать проект не просто в рамках своих возможностей, а вне этих рамок. Взял ты режиссера или другого креативного человека на проект – все, ты уже его взял (сто раз подумай!). Теперь важно понять, чем ему помочь и как создать нужное направление. Никогда нельзя мешать человеку реализовывать проект.

- Вот вы говорите о борьбе за реализацию проекта. А как же распространенное мнение о продюсерах, которым «лишь бы денег заработать»?

- Я знаю продюсеров, которые верят в проект, и ради него квартиры закладывают. И не знаю ни одного режиссера, который заложил свою квартиру. Я знаю нечистоплотных продюсеров, занимающихся проектом только ради денег. И знаю продюсеров, кто не спит, не ест, полностью посвящая себя проекту. И гораздо больше я знаю режиссеров, которым все равно, что они делают: они просто пришли – «временные люди», не вкладывающие душу.

- Тимур, назовите ваш самый яркий, сложный или интересный проект?

- Это проект, который ты делаешь сейчас. Вот мы с тобой сделали пилот «КрошШоу» - на тот момент это был самый яркий и важный проект, потому что мы сделали его очень хорошо. Новая сцена, сценография, смешение жанров. И с оператором всегда пытаешься что-то новое найти. Все это было новым не только для нас, но и для страны. Детей привлекли – такой кастинг провели! У меня сейчас было два пилота, где, я считаю, был крутой кастинг. А каналу не нравится. Как этот проект может не нравиться? Эти артисты – и без сценария большая сила, ими можно просто любоваться.

- Как искать компромиссы с каналом?

- Это задача генерального продюсера.

- А какой критерий утверждения на канале?

- Нет критерия. Все субъективно. Я, когда сам на канале работал, пытался отойти от субъективности. Я же в Казахстане 2 года руководил каналом от «ВайТ Медиа». Формат был очень интересный. Мы привезли туда «Фабрику Звезд», сделали казахстанский «Comedy Club» и многое другое. Меньше чем за полгода канал поднялся с 10-го места на 4-е, а к моменту окончания наших контрактов был на третьем месте. И первое, что я тогда сделал – всем запретил участвовать в процессе принятия решений!

- А как запретили?

- О-о-о, это была почти война! Ведь руководитель любого департамента считает, что может принимать решения. Юристы, бухгалтеры говорили мне о творчестве… Очень важно понять, что смотрят люди. Есть очевидное: это мужской фильм, это – семейный, это – для женщин. А вот это, например, не входит в формат канала. Надо всегда понимать приоритетную аудиторию. Для меня до сих пор происходят открытия. Например, канал показывает мой любимый сериал, а он проваливается! Зрителю оказалось неинтересно. А «Дом с лилиями» дает главные рейтинги! Но это не мое… И понимаешь, что нельзя выносить суждения исходя из своих предпочтений: существует аналитика, статистика и другие инструменты.

- Продюсер должен интуицией обладать?

- Интуиция по Фрейду — это часть осознанного с неосознанным. Например, мы знаем, что, актрису любит такая-то аудитория. Соответственно, в проект для данной аудитории мы возьмем эту актрису. Или, например, две актрисы подходят на роль. Но с одной аудитория нашего канала будет смотреть, а с другой – нет. Понятно, кого мы возьмем.

- В данном случае вы знаете этих актрис. А если новые лица?

- Не берут. Хотя я не против новых лиц.

- А много таких, как вы?

Не знаю. Вот Анну Чиповскую до «Оттепели», кто знал? Викторию Исакову тоже не знал зритель, я говорю о массовом узнавании хоть она известная актриса. После «Оттепели» она стоит втрое дороже. Таких, как Чиповская и Исакова очень много. Надо искать. Некоторые кастинг-директоры не хотят искать кого-то нового, а приглашают актеров, с которыми уже работали. Мы сталкивались с замечательными в работе кастинг-директорами, которые вот так ограничиваются. Я говорю, нам нужно еще, режиссер говорит то же самое. В итоге, весь кастинг наш с режиссером. Зачем тогда кастинг-директор?

У меня был и такой проект, где режиссер говорит, я хочу этого артиста, а генеральный продюсер ему отвечает, что не может этого артиста взять, так как он неизвестный – «я кино не продам». А режиссер говорит, да поймите, что это будущий Данила Козловский через 7 лет. И кто прав – это вопрос.

- Режиссеры не стоят на своем…

- Я это все к тому, что определенного рецепта утверждения нет. Вот пример со «Сжечь после прочтения». Я понимаю, что никогда не дал бы денег на этот проект, потому что это чушь. Но если я представляю министерство или канал, я не имею права на свое мнение. Я должен дать возможность для реализации проекта или его части. Талантливый человек – режиссер, продюсер – пока не снимет хотя бы одну сцену, никогда не поймет, что за проект будет.

У нас сейчас есть хорошая технология «Пилот». Собирается фокус-группа: «это нравится/не нравится, потому что…». Телеканал «Россия», например, очень грамотно к этому подходит. «Семейные обстоятельства» получал обоснованные решения. На СТС, знаю, делают проекты с фокус-группой. Например 1250 человек фокус-группы для Москвы – абсолютно правильная цифра для отражения результата всей Москвы при телеметрии. Но важно, чтобы люди были от академиков до дворников. Если будут только дворники – результат неправильный. Хоть 10000 возьми – важна правильная подборка. А «Первый канал» сам себя измеряет.

- Тимур, а как вы людей в команду набираете?

- Приходит человек, рассказывает о себе, а я задаю ему вопрос: «Как вы проводите день подготовки к съемкам, день съемок?». Если он мне все четко рассказывает, я понимаю, что есть алгоритм. А если мне просто говорят, что работал там-то, там-то, то я понимаю, что человек работает без алгоритма – это плохо. Еще я звоню продюсерам и говорю, вот у вас работал такой-то – и жду их реакции. Рекомендации важны. От ключевых работников зависит многое.

- То есть, у вас от проекта к проекту не одни и те же люди?

- Это невозможно. Проектов не так много – люди расползаются. Есть, конечно, любимые работники, которых терять не хочется. Сейчас снимали фильм «Бармен», так я три раза поменял администрацию полностью, потому что те, с кем я привык работать – не смогли, с новыми не сложилось, и только третья смена приблизилась к идеалу.

- А что такое хорошая команда?

- Хорошая команда – это когда понимают, слышат, чувствуют, без криков выполняют свою работу. Важна взаимопомощь. Я прошу всех докладывать о проблемах, чтобы выправить ситуацию вовремя. Со вторыми режиссерами большая проблема. Сейчас подросла некая плеяда вторых, которые с администрацией «не в ладах»: «это не мое», говорят они. Я сам был вторым когда-то (хоть и очень короткое время). Мы приезжали заранее с режиссером, с оператором, чтобы потом не было истерик «почему генератор в кадре?». И когда я слышу, что вторые говорят «это не моя работа!» - ты организуй все, и это не будет твоей работой. Помоги режиссеру думать о творчестве. Это, наверное, какие-то сериальные вторые режиссеры… в кино так нельзя.

- Продюсер должен контролировать работу второго режиссера и режиссера планирования?

- Да. Продюсер должен контролировать каждый вызывной лист, каждый КПП. Я стараюсь все это делать. Но не всегда успеваю и ставлю себе в приоритет смету, финансы, отчетность. А иногда наоборот. Когда не получается совмещать, нужно играть приоритетами.

- Как с актерами выстраиваете отношения?

- Актеры сначала меня ненавидят, а потом любят. Мне важно, чтобы они не думали ни о чем, кроме проекта. Очень мешают «ограничения». Поэтому в договоре стараемся прописывать, что все дни без ограничений. Мы рассчитываем на это время. Как только вы ограничиваете режиссера – он должен идти на компромиссы, и вместо 3 часов снимает 20 минут. В кино каждый человек должен быть профессионалом. Мне повезло – в основном такие попадаются. Бывает, конечно, наоборот, но редко. Я проверяю всех, кого беру на работу. Даже водителей. Проверяю не только человека, но и машину. Важна безопасность.

- Как актеры должны вести себя на площадке?

- Актер должен знать текст, а не учить все на площадке. Приехал вовремя, оделся, загримировался, подготовился. А не наоборот: сначала кофе попил, а потом подготовился. Проект держится на артистах. Артист приехал на площадку – выключил телефон и готовится к роли.

- А как со «звездизмом»?

- Это человеческое качество. Главное, чтобы не мешало проекту. А если мешает – то плохо самому актеру. Работа превращается в ад. Команда запоминает подобные моменты. Я, когда должен принять решение, звоню продюсерам, спрашиваю об артистах, с которыми они работали – и отталкиваюсь от их ответов.

- У вас есть «черный список»?

- Да, есть. Есть такая вещь, когда от артиста зависит съемочный день. Артист может сняться с одного дубля, а может все 5-6 неудовлетворительно. И начинается: «мой съемочный день закончился»… Хочется сказать: «Милый мой, эти 8 дублей в каждой сцене были из-за тебя, это у тебя плохая квалификация. Это твоя проблема!». Очень приятно, когда артист подходит и говорит: «Слушайте, я сегодня немножко не в форме, давайте еще часик поработаем…». Мы не зарабатываем на нем денег – он зарабатывает. Мы не стремимся его обмануть. Нам важен его талант, профессионализм, помощь, чтобы создать проект. Бывают другие случаи – когда мы понимаем, что это проект ради денег. Хорошо, тогда давайте честно работать свою работу.

- А как немедийному актеру доказать, что он талант? Как пробиться?

- Наша короткометражка «Проклятье» – ответ на этот вопрос. Как доказать креативным компаниям, что они лучше, чем те 6, которые получают от Минкульта деньги? Жизнь такая.

- Как вы думаете, наши актеры умеют себя презентовать?

- Презентовать себя – это работа не артиста, а агента. Правда, актеры не хотят за это платить. Актер должен довериться человеку, который будет все решать, но для этого нужно много работать. Я считаю, что каждому артисту нужен агент.

- Тимур, какой будет 2015 год?

- Я, к сожалению, не Ванга, не подскажу. С одной стороны, кризис – это хорошо: кинобизнес очистится от «ненужных» людей. С другой стороны, есть профессионалы, которым нужен их месячный заработок, чтобы кормить семью. А если этих денег не будет, талантливые люди уйдут в другие профессии. Очень спорная ситуация. Но каналы сократили все, это не секрет, на 20-40 процентов. Получается, мы вернемся на 10 лет назад, упадет качество, мы будем снимать с высокой выработкой. С учетом снижения ставок не все на это пойдут: талантливый человек талантлив во всем – найдет себя еще где-то. Хотя, кто-то и согласится. Но на качестве все равно отразится.

- Долго этот период будет длиться?

- Пока не вернемся к нормальному балансу. В прошлом году, мне кажется, был тот самый «золотой баланс»: посмотрите на количество хороших фильмов. Но есть и другая сторона: некоторые «профессионалы» подняли цены, хотя сами столько не стоят. Кстати, не может актерская часть стоить более 25% сметы. Надо понимать, что, если мы тратим на актера большую сумму, значит, пострадает другая часть кино. А этот один дорогой актер все не вытянет.

- А что вы думаете о российском обучении для индустрии кино?

- Все зависит от мастера. Молодые режиссеры не умеют камеры выставлять. Большая проблема в преподавании: нет методики, не учат ремеслу. Вот актеров, операторов учат. Правда, актеров не учат сниматься в кино – они все театральные ВУЗы заканчивают – не умеют работать с камерой. Но их учат ремеслу. Есть методика, а у режиссеров ее практически нет.

- У актеров есть такая позиция: «не буду сниматься в сериалах, подожду большое кино…»

- Ну, пусть ждут, что тут можно сказать.

- Расскажите о своей компании.

- Мой продакшн называется «TEAM Films», от слова «команда». Сам хвалиться не буду, хвалить должны другие и желательно за спиной (Смеется.). Ни за один мой проект мне не стыдно. За этот год мы произвели по заказу «Art Pictures Studio» и «ВайТ Медиа» полнометражный фильм «Бармен», в главных ролях: Виталий Гогунский, Юлия Паршута, Иван Охлобыстин, Юрий Стоянов. Сейчас ведем, я надеюсь, очень перспективные разговоры, как о сериалах, так и о полных метрах. Уверен, все будет хорошо.

- А с «НИКИ» не ушли?

- Нет, это долг на всю жизнь.

- Конкурсы, фестивали влияют на само кино?

- Да! Любой фестиваль – это форум, где знакомишься с людьми, узнаешь о проектах. Возникают совместные идеи. У нас же нет форумов кинематографистов. Я ездил на «Кинотавр», смотрел короткометражки. Ближе к концу можно что-то найти, сначала ужас, конечно, такие мастера попадаются.

- Интрига ждет нас в этом году?

- Достойных фильмов не так много, и критики любят артхаус, что не совсем понятно широкой публике. Но в «НИКЕ» очень прозрачная и честная техника голосования. Каждый год – интрига.

Мария Третьякова

Источник: zhar-ptica.com

Поделиться:
9028

Последние новости

Никол Пашинян: Российские пограничники покинут посты в Тавушской областиСегодня, 14:15Делегация Верховной Рады Украины посетит АзербайджанСегодня, 14:05В TƏBİB прокомментировали кончину Джаваншира Мамедова - ОБНОВЛЕНОСегодня, 13:50Находящийся в международном розыске экстрадирован из Казахстана в АзербайджанСегодня, 13:25Премьер-министр Барбадоса: Мы высоко ценим создание тройки президентов СОРСегодня, 13:20Иран не намерен идти на обострение отношений с Израилем - глава МИД ИранаСегодня, 12:50Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров - ПашинянСегодня, 12:20Обнародована повестка очередного заседания Милли МеджлисаСегодня, 12:10В Баку проходит первый Кардиологический конгресс тюркских государств - ФОТОСегодня, 12:00Стала известна причина смерти 49-летнего заслуженного артиста - ОБНОВЛЕНОСегодня, 11:50В Турции перевернулся микроавтобус, пострадали 19 человекСегодня, 11:45Учащиеся Baku Oxford School в составе сборной Азербайджана приняли участие в футбольном турнире в Испании - ФОТОСегодня, 11:25В некоторых районах Азербайджана была гроза, выпал градСегодня, 11:15В Ханкенди обнаружены оружие и боеприпасыСегодня, 11:00Хикмет Гаджиев: Проведение COP29 в Азербайджане - проявление нашего дипломатического и политического мужества - ФОТОСегодня, 10:50На мировых биржах цены на нефть вырослиСегодня, 10:45Парвиз Шахбазов и Дэнис Фрэнсис обсудили в Нью-Йорке сотрудничество по COP29 - ФОТОСегодня, 10:15В Баку работники хлебозавода устроили поножовщину, есть погибшийСегодня, 10:00В Баку молодой парень убил возлюбленную на почве ревности и ранил себя ножомСегодня, 09:45Гутерриш призвал Азербайджан и Армению решить все вопросы для нормализации отношенийСегодня, 09:35
Все новости

1news TV